?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
nathoncharova

Телевизор: от голубого огонька до зомбоящика



Вот уже 90 лет, как телевизоры запустили в массовое производство. Вспомним, как это было.



Предсказывали появление телевидения, как ни удивительно, еще народные сказки с их яблочками и тарелочками и мечтой о «всевидящем оке». Но настоящим провидцем оказался некто Джон Элфрит Уоткинс — инженер, развлекавший научными предсказаниями американских домохозяек: «Человек сможет наблюдать за всем миром.
Изображения людей и всевозможных вещей будут через камеры передаваться по электрическим проводам на экраны, отстоящие за несколько тысяч миль». Написано это было в последний год XIX века. О статье «Что может случиться в последующее столетие?», опубликованной в Ladies’ Home Journal в 1900 году, мир вспомнил только в 2011. Оказалось, что инженер был абсолютно прав.

Изображение размером с почтовую марку



В 1929 году американская компания Western Television выпустила в продажу первые серийные телевизионные приемники Visionette, основанные на механическом способе передачи изображения (оно сначала сканировалось одним устройством и потом воспроизводилось на другом, а звука вообще не было). Картинка, полученная таким способом, была размером с почтовую марку, и даже при увеличении через линзу ее мог рассмотреть лишь один человек. Да и тот должен был сильно напрягать зрение: видео было размытым, можно было различить лишь контуры предметов. Поэтому первое телевидение — это крупные планы и яркий грим. Кроме прочего, к такому телевизору требовался радиоприемник, служивший передатчиком видеосигнала.
Электрическое телевидение (когда сигнал передается с помощью кинескопа, преобразующего электрические сигналы в световые) развивалось параллельно. Первой в мире трансляцией такого рода можно считать изображение одной-единственной неподвижной точки, которую передал русский физик Борис Розинг в 1911 году.



Именно с развитием электронной передачи изображения телевидение стремительными шагами наконец вошло в жизнь миллионов людей по всему миру. Массовое производство телевизоров с кинескопами началось в Германии в 1934 году. Они назывались Telefunken и были похожи на большие деревянные ящики с выпуклым экранчиком. Спустя пару лет их уже продавали во Франции, США и Англии. Самая дешевая модель с диагональю экрана 30 см стоила $445.
В СССР серийный выпуск телевизоров начался в 1940 году, но был прерван войной. Зато уже в 1949-м появился знаменитый КВН-49, разработанный инженерами Кенигсоном, Варшавским и Николаевским (отсюда и аббревиатура). Несмотря на то что экран его был очень небольшим и, чтобы увеличить изображение, перед ним надо было устанавливать прозрачную линзу с дистиллированной водой, прибор стал весьма популярен и заслужил звание народного телевизора. А поскольку в те времена КВН-49 был весьма ненадежным и часто ломался, ему дали еще одно название: «Купил — включил — не работает».

Ода футуризму



А еще на эти годы пришелся расцвет всевозможных теле-девайсов. Взять хотя бы этот прототип портативного телевизора, созданного в 1967 году австрийским дизайнером Вальтером Пихлером. Неудобно, зато никто не просит убавить звук.

А как вам телевизионные очки, продемонстрированные миру их изобретателем Хьюго Гернсбэком в 1963 году? Тот же Google Glass, только с антеннами



Поствоенный мир требовал перемен. Одной из них стали цветные телевизоры, производство которых началось в 1950-е годы сначала в США, затем в Японии и позже в Европе. Для советского человека такое ТВ было роскошью — в 1953-м цветной прием был ограничен лишь Московской электросетью. Остальные действовали по принципу голи, которая, как известно, хитра на выдумки. В магазинах стали продавать прозрачную полосатую пленку: верх у нее был голубой, середина — рыжая, а низ — зеленый. Когда показывали природу, создавалось некое впечатление цветного видео. Так и жили до 1960–1980-х, когда цветные телевизоры наконец стали появляться за пределами столицы. Увеличились экраны телевизоров, а в США появились дистанционные пульты управления.
В нашей стране упор шел не на удобство пользователя, а на содержание в его голове. В 1960-е годы в стране настала эра «Голубых огоньков», то же название получил и телевизор (сравните с современным «зомбоящик»).

А вот это настоящий домашний кинотеатр с дизайном, устремленным в будущее



Изготавливала монстра компания Kuba Corporation в Германии с 1957 по 1962 год. «Комета» совмещала в себе телевизор, радиоприемник и проигрыватель граммпластинок и стоила 2800 немецких марок (или $1250)

На этом космическая мода не кончилась. В конце 1960-х появился Keracolor Sphere. Телевизор был не только цветным, но и похожим на шлем астронавта. Выпускался с 1968 по 1977 годы



А вот такой девайс придумала некая Кэрол Смит и продемонстрировала на выставке China Glass and Gift Market в Чикаго в 1963 году. При помощи крючков телевизор крепится цепями к стойке, благодаря чему его можно поднимать и опускать



Плоский мир Брэдбери



Пока человечество мечтало, разглядывая красивые картинки в комодах на ножках, персонажи романа «451º по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, изданного в 1953 году, уже смотрели плоские телевизоры размером со стену.
И правда: вслед за механическим и электронным (аналоговым) телевидением в 1990-х пришло цифровое, с гораздо меньшими искажениями, а в 2000-х появились недорогие плазменные панели и жидкокристаллические экраны. Телевизоры стали плоскими и во всю стену. Про само вещание и говорить не приходится: сегодня оно все больше соединяется с интернетом. Ожидается, что в скором будущем телезрители просто перестанут видеть отличия спутникового и кабельного ТВ, которые при этом будут подключены к интернету. Собственно, аналоговое телевидение по России отключили не далее как в апреле текущего года.

А ведь все это предсказывал еще американский писатель-фантаст Мюррей Лейнстер в рассказе «Логический компьютер по имени Джо» в 1946 году. В нем описаны «логики» — информационные блоки, способные соединяться в единую сеть и банки памяти. На них основывается вся жизнедеятельность цивилизации — от выбора авиарейса до просмотра телепередачи. В СССР, кстати, думали также. В книге «Репортаж из XXI века», вышедшей в 1957 году, академик Сергей Лебедев писал: «…библиотрансляция — передача любых литературных, исторических, научных справок — ведется по индивидуальным заказам с помощью телевизионных устройств».

Recent Posts from This Journal


promo nathoncharova july 4, 2014 12:52 156
Buy for 30 tokens
Меня зовут Наталья Гончарова. Виртуальная жизнь стала основой в моей повседневной жизне. Интернет - мое новое увлечение, которое удерживает меня часами у монитора, забыв даже за книги, вязание и другие домашние дела. Только внучки напоминают, что есть и другие увлечения и моя обязанность их…

  • 1
  • 1