?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
nathoncharova

Как трамвай переводит стрелки и поворачивает?



С детства все знают, что трамвай поворачивает при помощи стрелок. Как это происходит, знают немногие. Практически никто не знает, что у трамвайных путей не бывает развилок «право-центр-лево». На трамвайных путях предусмотрена только двойная развилка.



В прошлом стрелки переводились вручную. Вагоновожатые делали это обычными ломиками. Такой анахронизм до сих пор присутствует в некоторых городах России, но все же сейчас большинство стрелок работает в автоматическом режиме.

Классический принцип работы автоматизированной трамвайной стрелки
Изначально стрелка расположена так, чтобы трамвай двигался направо. Если вагоновожатому необходимо изменить маршрут, он делает это заранее прямо из кабины. Для этого примерно за 20 метров предусмотрен воздушный (его еще называют сериесным) контакт. Питание от него идет к соленоидам, которые расположены в сравнительно небольшой металлической коробке, находящейся рядом со стрелкой.
Чтобы далее рассматривать поворот трамваев, давайте сначала разберемся, что подразумевают вагоновожатые, когда говорят о понятиях «право» и «лево».

В нашем понимании развилка «направо-налево» выглядит так:



Но не всегда стрелки выглядят подобным образом. Чаще всего встречаются другие виды стрелок.

Здесь, например, поворотом направо будет считаться дальнейшее движение по центру:



Под под понятие «право» уже действительно попадает поворот направо, зато центральный путь теперь будет считаться «лево»:



Как трамвай поворачивает направо?
Чтобы повернуть направо, водителю трамвая не нужно предпринимать никаких действий по переводу стрелки. До подъезда к сериесному контакту он отключает двигатель, и трамвай доезжает до стрелки по инерции. Так как на соленоиды не поступило напряжение, стрелка остается в положении «направо».

Имеется ввиду, что даже если, к примеру, трамвайный путь прямой, а слева стрелка, то “прямо” считается лево.

Как стрелка переключается налево?
При необходимости повернуть налево вагоновожатый подъезжает к стрелке с включенными двигателями. Ток последовательно протекает через контактный провод на сериесный электропривод, затем по цепи – на воздушные контакты и через токосъемник и двигатель попадает на рельс, попутно создавая электромагнитную индукцию в соленоиде. Катушка соленоида втягивает в себя сердечник, благодаря чему стрелка устанавливается в положение «поворот налево».



Как стрелка возвращается на место?
После того, как трамвай проедет по нужному пути, требуется вернуть систему в стандартное положение. Этот процесс также автоматизирован. Благодаря токосъемнику происходит замыкание воздушного контакта (шунтового). Он проводит ток через шунтовой привод на рельсы. Запитанная катушка соленоида возвращает стрелку на место.

Безопасность: При автоматическом переводе пешеходам не угрожает поражение электричеством, потому что напряжение на рельсах не превышает 16 В.

Современная автоматизация перевода стрелок
На современных трамвайных путях используется несколько иная автоматизация перевода стрелок. После проезда трамвая стрелка остается в последнем положении («направо» или «налево»). Для управления движения на каждом из направлений имеются находящиеся два воздушных контакта и один выходной – после стрелки.

Когда водитель трамвая отключает двигатель и едет по инерции, стрелка переводится направо. При включенном двигателе – налево. В остальном принцип работы схож с классическим.

Индукционный перевод стрелок
В нашей стране применяется в Бийске и Барнауле. На стрелках здесь установлены мотор-редукторы, а на вагонах – индукционные катушки, питающиеся от генератора с частотой 11 кГц. Чтобы перевести стрелку в нужное положение, водитель трамвая включает генератор. В закопанной перед стрелкой металлической петле возникает ток индукции. Он усиливается схемой управления стрелки. Из-за этого срабатывают контакты, которые переводят перья стрелки в нужное положение. Отличительной особенностью такого способа является отсутствие возможности двигаться задним ходом.

Как переводят стрелки за рубежом?
В наиболее крупных городах мира все чаще для перевода стрелок используют бесконтактные высокочастотные механизмы, разработанные компанией «Signaltechnik-Elektronik AG» (Швейцария). Вагоновожатый делает установку согласно предполагаемому маршруту в начале рабочей смены, когда покидает депо.



В вагоне имеется передатчик, непрерывно излучающий сигнал. Находящиеся на его пути стрелки оборудованы приемниками и микропроцессорами, которые, уловив сигнал подъезжающего трамвая автоматически переключают стрелку в нужное положение. Таким образом вагоновожатый не отвлекается на лишние действия и может более внимательно следить за дорогой. Одну стрелку подобного типа можно увидеть в Москве на развилке к/ст Таллинская – Строгинское депо.

Интересный факт
До революции почти все трамваи двигались по узкоколейкам. Широкая колея была только в Москве и Петрограде. В Нижнем Новгороде два вида трамвайных путей успешно (или почти успешно) существовали вместе. В Ростове-на-Дону ширина колеи составляла 1435 мм) (Стефенсоновский стандарт), а в Киеве – 1511 мм. Переход всех этих городов к единым стандартам трамвайной колеи длился более 20 лет.

Recent Posts from This Journal

  • 15 сентября - незабываемый ежегодный праздник!

    В шестьдесят пять лет хочется Не знать про одиночество. В мой чудесный день рождения Я нужна всем, без сомнения! Не грозит мне забвение, Даже…

  • Как сохранить мозг молодым

    Как сохранить мозг молодым? Этот вопрос волнует многих. Соблюдение определенных ритуалов поможет сохранить молодость мозга и ясность мышления.…

  • Самый загадочный наркотик

    Бурунданга был признан самым странным наркотиком. Авторы одного британского журнала «Wired» тщательно изучили этот наркотик. Бурунданга…


promo nathoncharova july 4, 2014 12:52 156
Buy for 30 tokens
Меня зовут Наталья Гончарова. Виртуальная жизнь стала основой в моей повседневной жизне. Интернет - мое новое увлечение, которое удерживает меня часами у монитора, забыв даже за книги, вязание и другие домашние дела. Только внучки напоминают, что есть и другие увлечения и моя обязанность их…

  • 1
Никогда не задумывался над этим, рулят и рулят)

это и не важно )

Спасибо))) Тоже всегда думала - а как?

спасибо, что заглянули)

Примерно так же переводятся и стрелки троллейбуса - по правой ветке троллейбус идёт "накатом", по левой - "под током" (профессиональная терминология), обратно перо стрелки возвращается под действием пружины, когда пропадает переводящий ток; изредка применяется инверсное управление - когда под током стрелка проходится направо, - это делают там, где основной поток троллейбусов идёт по левой ветке (например, в моём городе такая стрелка стоит на заезде в депо), с целью экономии электроэнергии и избежания лишних манёвров.
Кстати, многие современные троллейбусы, оснащённые тиристорным управлением, при относительно небольшом нажатии ходовой педали (в транспорте с ДВС это педаль "газа") могут потреблять очень небольшой ток, недостаточный для уверенного срабатывания стрелки, потому часто в троллейбусах стоит кнопка "Стрелка", которая подключает к контактной сети дополнительный реостат, ток через который гарантирует перевод стрелки.
Бывает и обратный случай: даже при движении троллейбуса накатом бортовые системы (компрессор пневмосистемы, привод гидроусилителя руля и уммформера (aka мотор-генератор) низковольтной цепи питания) потребляют достаточно большой ток (а зимой добавляется ток, используемый для нагрева ТЭНов отопительной системы), так что стрелка срабатывает даже при отпущенной ходовой педали. В таких случаях водители перед самым прохождением стрелки отключают главный "рубильник", обесточивая троллейбус, а после прохождения стрелки - включают его вновь.
Иногда срабатывает лишь один из соленоидов, и токосъёмники троллейбуса расходятся, делая т.н. "штаны" - правая штанга идёт по правому проводу правой ветки, левая - по левому проводу левой ветки. Поскольку напряжения там такие же, как и при нормальном движении (левый - +600 V, правый - 0), то зуммер пропадания напряжения КС не срабатывает, троллейбус движется, водитель ни о чём не догадывается и ведёт троллейбус, пока расстояние между ветками КС не станет слишком большим и одна из штанг не слетит. Потому рекомендуется при прохождении стрелки, если позволяет дорожная обстановка, контролировать правильность в левое зеркало заднего вида; если в него плохо видно, некоторые водители на зеркале закреплённого за ними троллейбуса ставят дополнительное сферическое зеркальце для лучшего обзора. Также у водителей принято сигнализировать друг другу, если видишь, что встречный коллега не заметил "штанов", но пока ещё не штанги не слетели (например, если две ветки на некотором расстоянии идут параллельно или троллейбус стоит перед светофором): подаётся звуковой или световой сигнал, а когда коллега повернётся и посмотрит- ему показывают "викторию", средний и указательный пальцы буквой "V", сперва в его сторону, затем переводя руку по направлению к штангам.

спасибо за понятное дополнение

  • 1