?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
nathoncharova

Что такое русский народный стиль на самом деле



Каждый из нас хоть раз видел выступления Надежды Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо», а танцевальный коллектив с патриотическим названием «Березка» сегодня есть в Доме культуры любого города. Но на самом деле залихватские пляски, яркие сарафаны и расшитые бисером кокошники далеки от настоящего народного стиля. И хотя разговоры о России как о стране, где по улице ходят медведи, вряд ли могут вызвать что-то кроме смеха, под нашим фольклором мы ошибочно подразумеваем совсем не то, что было на самом деле.
Какими были настоящие исконно русские традиции.

Мы привыкли воспринимать гжель и другие народные промыслы как свое, родное. Но это совсем не так



На самом деле это «перепев» знакового английского стиля 2-й половины XVIII века. Также очень похожую белую фарфоровую посуду с синими узорами можно встретить у голландских ремесленников.

А кто из нас не участвовал в широких масленичных гуляньях и не водил хороводы с ряжеными?



Между тем все эти смешные яркие персонажи изначально появились в итальянской «комедии масок», а прототип нашего русского Петрушки — хвастун Скарамуш.

И уж, казалось бы, что может быть более русским, чем высокий нарядный кокошник



Однако на самом деле этот головной убор появился в XIV веке во Франции и носил название арселе, или французский капюшон. Его можно было увидеть на голове Екатерины Медичи и королевы Марго.

«Предок» нашей русской матрешки — фигурка святого Дарумы, который основал Шаолиньский монастырь



Матрешка появилась в России не так уж давно — лишь в XIX веке. Первая яркая деревянная кукла была создана в мастерской «Детское воспитание» купца Ивана Федоровича Мамонтова. А японская игрушка, которая была ее предшественницей, была чем-то вроде неваляшки и не раскладывалась.

«Я играю на балалайке, это самый русский инструмент» — девушки из группы «Комбинация» были не правы



Прообраз балалайки можно найти еще на египетских фресках. Также на нее очень похожа средневековая лютня — неизменная спутница французских и английских менестрелей.

В XVIII веке Екатерина II придумала новое «народное» платье, опираясь на тенденции Парижа и Лондона



С легкой руки императрицы под русским костюмом стали понимать платья из парчи с широкими рукавами, украшенные жемчугом.

Западные живописцы XVIII века тоже внесли свою лепту в зарождающийся стиль а-ля рюс



Например, девушки на картинах Алексея Венецианова выглядели по-западному холено и аристократично, совсем не как настоящие поселянки.

Художник Филипп Малявин на своей картине «Вихрь» запечатлел не совсем русский дух



Такие яркие краски и размашистые мазки характерны для французского импрессионизма. Неудивительно, что работы живописца имели огромный успех в Париже.

В начале прошлого века появился искусственно созданный русскими художниками стиль ар-нуво



Он вобрал в себя все представления о нашем народном костюме, и его быстро подхватили иностранцы. Художники творческого объединения «Мир искусства» не стремились запечатлеть в своих работах историческую действительность, они транслировали чисто европейскую эстетику, и это было своего рода революцией в живописи.

В итоге яркие наряды на подиумах и концертных площадках — это не что иное, как утрированная адаптация наших традиций для широких масс и иностранцев



Безусловно, на Руси носили красные вышитые сарафаны, но их цвет был не таким ярким, а элементы вышивки имели не декоративный, а духовный («обережный») смысл.

Что же такое русский стиль на самом деле?
Находки археологов подтверждают, что до XVIII века наш национальный стиль в одежде практически не менялся. Более того, простые крестьяне и зажиточные бояре одевались практически одинаково, разве что последние могли позволить себе вещи из более дорогих тканей.



Общие черты костюма: свободный покрой, пояс, вышивка, неяркие цвета (например, серый). Вышивка носила особый смысл: по ней можно было «считывать» социальный статус и родовую принадлежность, а также ее элементы нередко представляли собой славянские духовные символы. Например, крест Сварога в виде восьмиконечной звезды символизировал движение Вселенной, агни, больше известный под названием коловрат, мог обозначать как жертвенный огонь, так и домашний очаг, а дерево жизни, похожее на пацифик, напоминало о начале нового жизненного пути.

В ходу были длинные холщовые рубахи, на которые сверху надевали поневу (шерстяную юбку), — сейчас бы это охарактеризовали термином «многослойность». На голове женщины носили кику с рогами или закругленную сороку, также часто встречались налобные повязки. Декорированные вещи и яркие головные уборы надевались только на праздники. Самые нарядные встречались в Рязани, а в Воронеже были в ходу темные цвета.





Recent Posts from This Journal


promo nathoncharova july 4, 2014 12:52 156
Buy for 30 tokens
Меня зовут Наталья Гончарова. Виртуальная жизнь стала основой в моей повседневной жизне. Интернет - мое новое увлечение, которое удерживает меня часами у монитора, забыв даже за книги, вязание и другие домашние дела. Только внучки напоминают, что есть и другие увлечения и моя обязанность их…

  • 1
европа часто у нас забирала детали костюмов.
кокошник например
шубу и ушанки,
мы же скифы и одежды у нас скифские, а скифы первые носили штаны высокие сапоги шапку с меховым околышем и рубашки с разрезом спереди

а кобальтовая роспись--так это наш промысел, просто идёт всё параллельно
в голландии кобальта нет, в России он под ногами лежит

Гонево, если призадуматься, все всё взяли у греков древних.


  • 1