nathoncharova (nathoncharova) wrote,
nathoncharova
nathoncharova

Categories:

10 советских художников, которых надо знать


Лучшие советские художники выходили далеко за рамки пропагандистского искусства и создавали настоящие шедевры.


Александр Лабас (1900 – 1983)
Художник, прошедший путь через все советское искусство, от группы ОСТ (Общество художников-станковистов, изображавших новые советские реалии методами немецких экспрессионистов) до фигуративного искусства с сильными элементами авангарда.


Александр Лабас. Метро, 1935
Работа «В метро» с одной стороны отражает увлеченность футуристическими индустриальными темами, с другой – выполнена в абсолютно авангардном духе.

Александр Лабас. Утро после боя, 1929

Илья Машков (1881−1944)
От авангарда с радикальными произведениями и легендарного объединения «Бубновый валет» до едва ли не возвращения к стилистике старых мастеров с сохранением физиологичности – творчество Машкова невероятно разнообразно и увлекательно.

Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского
Он – создатель абсурдной и ироничной версии советского натюрморта.

Илья Машков. Советские хлебы
Александр Дейнека (1899−1969)
Один из самых крупных и известных советских мастеров. Любопытно, что как художник он был очень разным – в 1920‑х и 1930‑х это были два «разных» человека и художника, – но при этом создал свой узнаваемый стиль.

Александр Дейнека. Ленин на прогулке с детьми
Его творчество не вписывается в общепринятую канву соцреализма, потому что каждое его масштабное произведение было абсолютно новым авангардным решением. И вращаясь в кругу советской высшей номенклатуры, ему удавалось оставаться самим собой.

Александр Дейнека. Футбол, 1924

Дмитрий Налбандян (1906−1993)
Сложная и противоречивая фигура, при этом очень ироничный художник. Сам про себя говорил, что работал «от Ильича до Ильича» – он Владимира Ильича Ленина до Леонида Ильича Брежнева. И его творчество как лакмусовая бумага – именно он явился эстетическим каноном каждой эпохи.


Дмитрий Налбандян. Великая дружба
Сложная и противоречивая фигура, при этом очень ироничный художник. Сам про себя говорил, что работал «от Ильича до Ильича» – он Владимира Ильича Ленина до Леонида Ильича Брежнева. И его творчество как лакмусовая бумага – именно он явился эстетическим каноном каждой эпохи.


Дмитрий Налбандян. Осенним утром у костра. Отдых, 1959
Он, в том числе, будучи живописцем Иосифа Сталина, уловил его тягу к тяжелому минимализму, а во времена Никиты Хрущева явил другой канон – практически советский импрессионизм.

Екатерина Зернова (1900−1995)
Одна из ярких женщин-художниц советской эпохи, стоящая в одном ряду с Александром Дейнекой, возможно, лучше всех воплотившая милитаристскую тему, образы разного рода войск Рабоче-крестьянской красной армии.


Екатерина Зернова. Сельмашстрой. Плакат, 1930
Даже танк на ее полотнах становился полноценным героем.

Екатерина Зернова. Колхозники приветствуют танкистов, 1937

Виктор Мидлер (1888−1979)
Тонкий и недооцененный художник в 1930‑х работал хранителем отдела новейших течений русской живописи в Третьяковской галерее.

Виктор Мидлер. Хоккей на стадионе «Динамо», 1948
И именно ему принадлежит одна из главных эмблематичных работ этого периода «Политзанятия на линкоре» из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

Виктор Мидлер. Политзанятие на Линкоре
Александр Лактионов (1910−1972)
Парадоксальная фигура и художник уже следующего поколения. Он один из тех, кто серьезно всматривался в искусство старых мастеров, но при этом создавали свои новаторские интерпретации общепринятых сюжетов близкие к сюрреализму.

Александр Лактионов. Письмо с фронта
Включая даже его растиражированную работу «Письмо с фронта».

Александр Лактионов. Натюрморт
У него очень интересные малые формы – например, натюрморты, в которых, как в более свободном жанре, магический реализм и сюрреализм отразились в наибольшей степени.

Георгий Нисский (1903−1987)
Он пережил несколько стадий расцвета. Начинал с довольно брутальных батальных сцен, но стал знаковой фигурой для художников поколения 1960‑х годов.


Георгий Нисский. Над снегами, 1964
Ему удалось создать свой абсолютно непередаваемый и узнаваемый во всех элементах стиль, но оставаться совершенно простым доступным человеком.


Георгий Нисский. Площадь Пушкина, 1966–1967 гг.
Есть знаменитая история, когда молодые авторы из художественных мастерских собрались пойти выпить пива, а мэтр догонял их с криком:

«Ребята, постойте, возьмите меня с собой!»
Павел Никонов (р.1930)
Вероятно, главный представитель «сурового стиля» начала 1960‑х, работающий до сих пор.


Павел Никонов. Ненастье, 1984
Он несколько раз менял стиль, от многослойной почти монохромной живописи до собственного варианта примитивизма с мастерским цветом и композицией.

Павел Никонов. Геологи, 1962

Татьяна Яблонская (1917−2005)
Автор двух эпохальных картин и наиболее известный массовому зрителю художник.


Татьяна Яблонская. Утро, 1954
Ее «Утро» и «Хлеб» печатали в каждом школьном учебнике во времена СССР, а также тиражировали в журналах и на постерах.

Татьяна Яблонская. Хлеб, 1949
Полотно «Хлеб» стало воплощением сталинской темы плодородия, а «Утро» – уже началом хрущевской оттепели.

Татьяна Яблонская. Лето, 1967
При этом она всегда оставалась очень сильным и разносторонним художником, меняла стили, разрабатывала свою версию примитивизма в духе Анри Руссо.
источник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo nathoncharova июль 4, 2014 12:52 165
Buy for 30 tokens
Меня зовут Наталья Гончарова. Виртуальная жизнь стала основой в моей повседневной жизне. Интернет - мое новое увлечение, которое удерживает меня часами у монитора, забыв даже за книги, вязание и другие домашние дела. Только внучки напоминают, что есть и другие увлечения и моя обязанность их…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments