nathoncharova (nathoncharova) wrote,
nathoncharova
nathoncharova

Categories:

Анатомические театры: не совсем представление, но уж точно искусство


С глубокой древности изучение медицины неразрывно связано с аутопсией, то есть вскрытием трупов. Прежде чем начать практику, медики изучают строение человеческого организма на мертвых телах. Для максимально эффективного изучения тела большим количеством людей были придуманы анатомические театры.


В медицинских вузах оборудованы специальные помещения, где будущие врачи наблюдают за тем, как преподаватель совершает вскрытие. В последнее время многие учебные заведения перешли к более прогрессивному способу – там транслируют аутопсию в режиме онлайн.


В давние времена все было гораздо сложнее. И дело даже не в интернете и технологиях. Труп для аутопсии был настоящим раритетом, так как церковь крайне неодобрительно относилась к любым манипуляциям с мертвыми телами и их частями.

Император Священной Римской империи Фридрих II (1194 – 1250) издал указ, согласно которому каждый медик должен был присутствовать при вскрытии мертвых тел, прежде чем будет допущен к практике. Но на деле реализовать это было непросто – церковники разрешали каждому университету проводить лишь несколько вскрытий в год.

Это привело к тому, что студенты и преподаватели воровали трупы в покойницких больниц, выкапывали погребенных на кладбищах, снимали тела казненных с виселиц. Появился нелегальный бизнес. Профессиональные поставщики тел могли убить человека ради наживы. Совершенно ясно, что любая аутопсия в эпоху Средневековья становилась настоящим событием для университета и на ней стремились присутствовать как можно больше людей.


Именно для этого начали строить анатомические театры – специальные залы, оборудованные для наблюдения за вскрытием или хирургической операцией большим количеством зрителей. Первые такие помещения появились в 15 веке в Италии, которая считалась в то время европейским центром наук и искусств.

Известный хирург и анатом эпохи Возрождения Александр Бенедетти в 1493 году так описывает идеальную организацию анатомического театра своей эпохи:

«Временный анатомический театр следует организовать в большом, хорошо проветриваемом помещении; оно должно быть такого размера, чтобы вместить достаточное количество зрителей, причем они не должны мешать рассекателям. Это должны быть опытные люди, которые провели много вскрытий. Места в зале распределяются по рангу. Одно следует выделить префекту, который следил бы за порядком и распределял места. Должна быть охрана, чтобы сдерживать нетерпеливую публику на входе. Следует выбрать двух надежных людей, которые производили бы необходимые платежи из собранных денег».

Как видите, вскрытие трупов было не только учебным процессом, но и зрелищем для любопытных, которые были готовы за это платить. И это вполне нормально, ведь выбор развлечений у людей в Средние века был весьма скромным и специфическим.

Анатомические театры чаще всего представляли собой отдельно стоящие постройки, нередко расположенные за пределами университетского городка. Сначала для этих целей использовали любые подходящие помещения, арендуя их для аутопсии. Позднее начали строить здания, спроектированные для этих целей.

Первый постоянный анатомический театр появился в университете города Падуя на севере Италии в 1594 году. В нем было шесть рядов, вмещавших не менее 250 зрителей. Первые ряды были самыми почетными. Их занимали профессора университета, ректоры, представители городской власти и знатные гости. Места в остальных рядах предназначались для обычных наблюдателей.

Анатомический театр в Падуе, Италия
Кресел в анатомическом театре в Падуе не было. Всем присутствующим, независимо от ранга и возраста, приходилось во время аутопсии наблюдать стоя. Процесс вскрытия с извлечением органов, их демонстрацией почтенной публике и лекцией был длительным. Иногда полная аутопсия растягивалась на две недели. В таких случаях зрители приходили в театр ежедневно.

При вскрытии трупов устраивали своеобразные «антракты», в ходе которых гостей развлекали музыканты и рассказчики. Так как систем вентиляции в те времена не было, а сквозняки, гуляющие через естественные проемы помещения, не всегда справлялись с запахами, в анатомических театрах зажигали ароматические свечи и целые жаровни с благовониями. Чаще всего сезон аутопсий приходился на холодные месяцы года, так как в жару расчленяемое тело очень быстро разлагалось.

Анатомический театр в Падуе использовался до 1872 года, пока медицинский факультет университета не отделился и не переехал в помещения монастыря святого Матфея. Несмотря на это, театр сохранили в первозданном виде, и он до сих пор считается предметом гордости учебного заведения.

Анатомический театр в Лейдене, Голландия
За пределами прогрессивной Италии первый анатомический театр появился спустя три года, в 1597 году в голландском городе Лейдене. Основателем его стал профессор анатомии Лейденского университета Питер Пау. В зале театра было традиционно шесть рядов, но их сделали более широкими, чем в Падуе.

Дополнительное пространство было необходимо для того, чтобы использовать театр не только для вскрытий, но и для других образовательных мероприятий. Зал был многоцелевым – зимой там устраивали вскрытия как для медиков, так и для зрителей, а летом между рядами размещали экспонаты выставок естественных наук.


Проект интерьера анатомического театра. 17 век
В Лейденском анатомическом театре демонстрировали скелеты людей и животных, египетские мумии, археологические находки и просто диковинки со всего света. Это была настоящая туристическая достопримечательность Лейдена, которую обязательно стремились посетить все, кто бывал в городе по делам или ради развлечения. Анатомический театр работал до 1821 года, пока университетский факультет анатомии не переехал в другое место.

В 1636 году анатомический театр появился в Лондоне, в здании с необычным для слуха современного человека названием – «Зал хирургов-парикмахеров». Цирюльники в то время почти всегда подрабатывали лекарями и обладали определенными медицинскими знаниями, так что это не было ни для кого странным.

Лондонский анатомический театр во многом копировал падуанский, но был оборудован всего четырьмя рядами для зрителей. Уменьшив количество рядов, английские архитекторы значительно их расширили, что позволило разместить кресла для всех присутствующих.

Небольшой анатомический театр в Лондоне, 19 век
Это был первый анатомический театр, который, кроме функциональности, поражал еще и оформлением. Стены зала были облицованы деревом и украшены зодиакальными символами, а сиденья для публики — покрыты искусной резьбой. В стенах анатомического театра устроили ниши, в которых расположили черепа и скелеты. Над всем этим главенствовал в особом углублении под потолком бюст короля Карла I, с высочайшего позволения которого и был создан театр.

Англичане уже тогда любили во всем систему и порядок, поэтому аутопсии разбивались на три этапа и проходили в течение трех дней. После завершения вскрытия останки уносили, а зал проветривали, после чего там начиналась пирушка в честь завершения важной работы. Что поделать, люди были тогда не столь щепетильны и менее брезгливы, чем современные.

Анатомический театр в Болонье, Италия
Но самый роскошный анатомический театр был построен в итальянской Болонье. Его возводили и декорировали в течение долгих 12-ти лет. Первое вскрытие в его стенах провели в 1637 году. Театр находился не в университете, а в частном дворце семьи Архигиннасио. Стены помещения были отделаны еловой древесиной, а потолок сделан из кедра. На трехметровом возвышении располагалось профессорское кресло, напоминавшее трон.


Сам театр вообще больше походил на церемониальную залу – его украшали скульптуры и картины. Над креслом профессора был устроен балдахин с фигурами. Науку анатомию изображала аллегорическая скульптура женщины и купидона, держащего в руке человеческую берцовую кость.


Триста лет мир не знал ничего подобного. Ни один анатомический театр не мог превзойти по изысканности и помпезности болонский. Во время Второй мировой войны этот замечательный памятник искусства и науки был почти полностью уничтожен и специалистам пришлось потратить немало сил и долгие годы, чтобы собрать по крупицам детали интерьера и восстановить его в первозданном виде. Сейчас анатомический театр в Болонье снова доступен для посещений, но уже как музей.
источник
Subscribe

  • Мудрая притча о том, кто виноват

    Оригинал взят у vsegda_tvoj в Мудрая притча о том, кто виноват Публикуем притчу, прекрасно иллюстрирующую , почему одни супружеские…

  • Причина проблем у нас в голове

    Учитель взял стакан с водой и спросил учеников: – Сколько, по-вашему, весит этот стакан? – Примерно 200 граммов, – ответили ученики. – Как…

  • Притча : Маленькая Душа

    Однажды жила-была Маленькая Душа, и сказала она Богу: — Я знаю, кто я есть! И Бог сказал: — Это прекрасно! Кто же ты? И Маленькая Душа прокричала:…

promo nathoncharova july 4, 2014 12:52 165
Buy for 30 tokens
Меня зовут Наталья Гончарова. Виртуальная жизнь стала основой в моей повседневной жизне. Интернет - мое новое увлечение, которое удерживает меня часами у монитора, забыв даже за книги, вязание и другие домашние дела. Только внучки напоминают, что есть и другие увлечения и моя обязанность их…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments