nathoncharova (nathoncharova) wrote,
nathoncharova
nathoncharova

Categories:

Почему сервизы «Мадонна» стали в СССР признаком жизни «по-богатому»


В СССР, как и обещали когда-то большевики, все были равны, ну или почти все. Советские семьи жили одинаково, от зарплаты до зарплаты и из-за ограниченного выбора и постоянного дефицита желания у всех были очень похожими. Эталоном успеха была хорошая мебельная «стенка» в гостиной, желательно выпущенная в странах соцлагеря, а еще красивый набор посуды. Идеалом долгие годы считался немецкий фарфоровый столовый сервиз «Мадонна», которым некоторые домохозяйки буквально грезили. Но почему именно этот сервиз стал для наших сограждан признаком хорошей жизни?

Качественный фарфор, не уступающий по характеристикам китайскому, начали производить еще в 18 веке в городе Мейсен, Саксония. Немецкая фарфоровая посуда быстро завоевала европейский рынок и, благодаря высокому спросу, производство ее постоянно росло. Не закрывались фарфоровые заводы в Германии даже в Первую и Вторую мировую войну.

Мейсенский фарфор до сих пор считается непревзойденным
В 1945 году, когда советские войска вошли на территорию Германии, красота и качество местного фарфора не остались незамеченными. Первые сервизы «Мадонна» (которые на самом деле никогда так не назывались), появились в СССР именно в качестве военных трофеев в семьях офицеров.
Солдаты редко могли позволить себе подобную роскошь – они везли домой более практичные и компактные вещи, поэтому фарфоровые сервизы сразу стали признаком привилегированного быта офицерских семей. Посуда, привезенная из Германии, ставилась на стол в исключительных случаях, для особенно дорогих гостей, а иногда и вовсе выполняла декоративную роль.

Фарфор, произведенный в Третьем рейхе
После падения Рейха производство фарфора не прекратилось. В ГДР заводы по выпуску посуды восстановили и производство столовых сервизов снова поставили на поток. Основными поставщиками фарфора стали фабрика Kahla в Тюрингии и фабрика в городе Кольдиц в Саксонии.
В чем секрет успеха сервизов «Мадонна»?
Современному человеку сложно понять, что же такого находили советские люди в симпатичных, но вполне заурядных фарфоровых сервизах. Чтобы понять домохозяек из СССР, нужно познакомиться с посудой, выпускавшейся в Стране Советов. Это была однотипная, не претендующая на изящность продукция, качество которой почти всегда оставляло желать лучшего. Аляпистые цветочки под гжель и хохлому, абстрактные листики и птички, и конечно же классические горохи украшали 90% советской посуды.

Сервизы «Мадонна» выгодно контрастировали с отечественным безобразием, предлагая тонкий, просвещающийся на солнце фарфор, изысканные изгибы, доскональное качество, а главное – невиданную барочную роспись. Посуду из Германии украшали пасторальные сцены из жизни крестьян и горожан эпохи позднего Средневековья, которые были не чем иным, как копиями мейсенской росписи конца 18 и начала 19 столетия.

Особый шик фарфоровым сервизам придавала позолота, на которую немецкий производитель не скупился. Что поделать – немцы с давних пор умели делать красивые вещи, от которых не так уж просто отказаться.

Ассортимент сервизов, которые называли обобщенным именем «Мадонна», не ограничивался несколькими видами столовых наборов. Фабрики выпускали чайные и кофейные сервизы разной комплектации, отличавшихся в том числе своей росписью и декором.

Почему все эти немецкие сервизы в СССР упорно называли «Мадонна» не знает никто. Каждый набор фарфоровой посуды имел свое заводское название и очень часто это было женское имя. Выпускались сервизы «Ульрика», «Фредерика», «Мария», но вот «Мадонну» среди них никто не встречал.
Как доставали в СССР дефицитные сервизы
Настоящий сервизный бум начался в 70‑е годы, когда жизнь советских граждан относительно наладилась и людям захотелось украсить свой скромный социалистический быт. Посуда из ГДР ввозилась в Союз небольшими партиями, но до прилавков магазинов никогда не доходила. Приобрести ее можно было только через знакомых, при этом здорово переплатив.

В Германии находилась большая группировка советских войск, которая также способствовала распространению «Мадонн» от Калининграда до Владивостока. Возвращаясь домой, семьи военнослужащих везли с собой среди нехитрых пожитков заветные коробки с фарфоровыми сервизами.

Офицеры умудрялись прихватить с собой по несколько комплектов, ведь сервизы «Мадонна» можно было продать в несколько раз дороже их реальной стоимости. Можно сказать, что большинство немецкого фарфора в нашей стране – это память о пребывании советских войск в Германии на протяжении нескольких десятилетий.

Более скромную лепту в снабжение СССР сервизами вносили гражданские. Командировочные, моряки и участники всевозможных слетов и конференций тоже везли с собой сервизы «Мадонна». Видя хороший спрос на посуду, расчетливые немцы увеличили ее производство, а когда мощностей стало не хватать, запустили еще один завод «Oscar Schlegermilch».
Куда пропали сервизы «Мадонна»
Ажиотаж вокруг сервизов пережил Перестройку и пошел на спад только после 1995 года. Объединение Германии и вывод наших войск оборвал поток немецких сервизов из Европы, да и спрос на них серьезно упал. Экономический кризис 90‑х заставил наших граждан думать о хлебе насущном, а не о сервизах, и попытки немецких фирм продавать свою посуду в странах СНГ просто провалились.

А когда покупательская способность наших граждан вернулась, фарфор уже вышел из моды и стал никому не нужен. Фабрики в Германии одна за другой убрали из своего ассортимента сервизы и перешли на более актуальные товары. Зато начали выпускать такие наборы фабрики Польши и Чехии, правда, интерес к ним невысок даже среди ценителей винтажных вещей. Качество немецкой фарфоровой посуды было гораздо выше.

Сервизы «Мадонна», выпущенные в 50–70‑х годах прошлого века все еще ценятся немногочисленными знатоками. Их иногда продают и покупают на аукционах и интернет-площадках, но уже не как атрибут жизни «по-богатому», а как символ безвозвратно ушедшей эпохи.
источник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo nathoncharova июль 4, 2014 12:52 167
Buy for 30 tokens
Меня зовут Наталья Гончарова. Виртуальная жизнь стала основой в моей повседневной жизне. Интернет - мое новое увлечение, которое удерживает меня часами у монитора, забыв даже за книги, вязание и другие домашние дела. Только внучки напоминают, что есть и другие увлечения и моя обязанность их…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment