В нашей стране клоун — веселый озорник в ярком гриме и нелепой одежде. Вне всякого сомнения, он персонаж позитивный и любим детьми и взрослыми, хотя есть и исключения. В то же время всем хорошо известно, что на Западе образ клоуна совсем неоднозначный. С одной стороны, он тоже друг детей и весельчак, а с другой — частый герой фильмов ужасов и триллеров. Так откуда же взялся злой клоун?
Начнем с того, что не совсем понятно, кто и когда решил, что большой красный нос, яркий грим, всклокоченные волосы и огромные ботинки нравятся детям. Вероятнее всего, что это домыслы взрослых, считающих, что малышам нравится все яркое и необычное. Но чаще всего детям совсем не смешно, а дошкольников странный размалеванный тип и вовсе может испугать.
Явление злого клоуна
Возможно, если бы при зарождении клоунского ремесла провели кое-какие исследования, цирковые шутники не выглядели бы так эпатажно. Но появились клоуны задолго до такой науки, как психология. Они всегда были ключевой фигурой цирковых представлений. Обойтись можно было без дрессировщиков, факиров и акробатов, но клоуны должны быть непременно.
Хотя разного рода мимы были еще в древности, а клоуны развлекали людей в Средние века, негативный образ этого героя появился относительно недавно. Долгие столетия клоуны были веселыми или грустными, но совсем не страшными. Эксперты считают, что в мировой культуре первый злой клоун появился у Эдгара По в рассказе «Прыг-скок», опубликованном в 1849 году. Потом четверть века никто не вспоминал о злодеях в гриме. Но в 1874 году в пьесе Катюля Мендеса «Женщина из Табарина» снова появился отрицательный персонаж клоун. В 1892-м, итальянский драматург Руджеро Леонкавалло прочно закрепил за этими циркачами имидж злодеев, представив оперу «Паяцы». В ней клоуны были беспощадными убийцами.
Во второй половине 19 века и в начале 20 образ отрицательного клоуна начали активно эксплуатировать карикатуристы. Чаще всего они изображали в виде злых и глупых циркачей некомпетентных политиков. С этого времени образ клоуна стал еще и оскорбительным. Маска на лице клоуна — отличная метафора, помогающая изобразить лицемерных политиканов. Пик спроса на подобные карикатуры пришелся на Первую мировую войну, а потом пошел на спад.
Эпоха Джокера и Пеннивайза
В 1939 году произошел очередной всплеск интереса к злобным цирковым комедиантам. Недавно основанное агентство DC Comics представило серию комиксов о Бэтмене. Антогонистом главного героя выступает клоун Джокер — воплощение всего самого плохого в западной культуре.
Новый образ так пришелся всем по душе, что Джокер эволюционировал следующие 80 лет. Результатом развития образа стала кинокартина Тодда Филлипса «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли. Правда, в фильме 2019 года Джокера из мерзавца превратили в борца за справедливость. В детском медиапространстве злой клоун впервые появился в 1969 году, в мультфильме «Скуби-Ду». Это был негативный персонаж, существующий отдельно от цирка. Нью-йоркская глэм-рок-группа Kiss закрепила образ, начав выступать в странном клоунском гриме. Эти ребята в кожаных костюмах с размалеванными лицами окончательно извратили первоначальное значение слова «клоун». Позже появятся ребята из Slipknot со своей версией жутких сценических костюмов, вошедших в историю музыки.
Клоун Пеннивайз образца 1990 года
Но самого страшного клоуна показал в романе «Оно» король хоррора Стивен Кинг. В книге, вышедшей в 1986 году, клоун был не просто злым человеком. Это уже было глобальное зло, пришедшее из космоса и питающееся детскими кошмарами. У него нет своей формы — зло принимает разные виды. Главным же его воплощением стал клоун Пеннивайз. Первая экранизация романа увидела свет в 1990 году. Несмотря на скромный бюджет, фильм удался и клоун-чудовище стал наиболее узнаваемым монстром конца 20 столетия. Даже вторая экранизация 2017 года, насыщенная спецэффектами, оказалась не такой культовой.
Клоун Пеннивайз из экранизации «Оно» 2017 года
Феномен романа «Оно» заставил психологов начать изучение фобии, связанной с клоунами. Называется она кулрофобией и в США не считается редкостью. В 1999 году Марк Дери в своей книге The Pyrotechnic Insanitarium поразмышлял на тему паяцев и зла. Автор установил, что злые клоуны — это идеальные герои постмодерна, с его относительность. Между страхом и экстазом ставится знак равенства. Интересно, что клоунов могут бояться даже дети, не сталкивавшиеся с ними в негативном образе. Стоит также упомянуть, что свою лепту в развитие негативного отношения к клоунам внес американский серийный убийца Джон Гейси. Этот кровожадный монстр развлекал детей на праздниках в образе клоуна Пого, одновременно выбирая жертв.
источник
Journal information